[Латрийский; греч. Παῦλος Λατρηνός] (кон. IX в., Элея - 15.12.955, Латрос), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос. Основной источник о жизни П. Л.- пространное Житие (BHG, N 1474; Delehaye. 1913. S. 105-135), составленное неизвестным монахом из лавры Стилу (PMBZ, N 31746), к-рый имел доступ к архиву мон-ря, а также, возможно, к личному дневнику («книге собственных дел») П. Л. (Delehaye. 1913. S. 117). Древнейшие списки Жития (Paris. gr. 1490, Paris. Suppl. gr. 916) восходят к XI в. Текст был написан не ранее 969 г. (упоминание имп. Никифора II Фоки как покойного), но более вероятно - в 90-х гг. X в., после кончины игумена мон-ря Стилу Гавриила (PMBZ, N 22030), деятельность которого приходится на 985-987 гг. В документе 1196 г. из архива мон-ря Житие приписано прп. Симеону Метафрасту (Gastgeber, Kresten. 2015. S. 114-123). Авторство Симеона было безоговорочно принято В. Г. Васильевским (Васильевский. 1880. C. 416-432), но отвергнуто И. Делеэ (Delehaye. 1893), А. П. Каждан писал об авторстве Симеона с осторожностью (Каждан. 2012. С. 232). В рукописной традиции Житие включалось в 6-й том собрания Симеона Метафраста, охватывавший памяти святых 2-й пол. дек., уже в XI-XII вв. (Paris. gr. 1490; Paris. Coislin. 148; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 2. S. 492-493). В совр. реконструкциях оригинального корпуса текстов Симеона Метафраста Житие П. Л. не учитывается (Høgel Chr. Symeon Metaphrastes: Rewriting and Canonization. Cph., 2002). На Житии основано соч. «Похвальное слово и повесть о чудесах» П. Л. (BHG, N 1474d), сохранившееся в единственной рукописи XV в. (Vat. gr. 704. Fol. 10-24v) (Delehaye. 1913. S. 136-157) и содержащее «Завещание» П. Л.
Согласно анонимному Житию, П. Л. род. в Элее (᾿Ελαία), недалеко от г. Пергам в пров. Асия. Его отец, Антиох (PMBZ, N 20472), был комитом флота и получил смертельное ранение в морском бою с арабами с Крита у о-ва Хиос. После этого семья П. Л. переехала во Фригию, в дер. Петру (τοῦ Πέτρου), недалеко от дер. Марикату, откуда происходил прп. Иоанникий Великий, приходившийся матери П. Л. Евдокии (PMBZ, N 21757) родственником. Эти сообщения ненадежны, поскольку дер. Марикату находилась не во Фригии, а в Вифинии. Старший брат П. Л. Василий был против воли обручен, но бежал из-под венца и удалился сначала в мон-рь прор. Илии (метох Агаврского мон-ря) на Вифинском Олимпе (впосл. он стал его игуменом), а затем на гору Врахиан (Микале). После смерти матери П. Л. нанялся свинопасом, но Василий вызвал к себе брата и отвел его в мон-рь Кария на Латросе. В мон-ре П. Л. был назначен поваром. Его духовным наставником стал игум. Петр. П. Л. предался аскезе: он отказывался от сна или спал на камне и донашивал за учителем его грязную одежду. Игум. Петр не позволял ему покинуть мон-рь и удалиться в пустыню, П. Л. и его духовный брат Димитрий смогли исполнить задуманное только после смерти игумена. Они побывали в лавре Келливарон, а затем углубились в горы, где неподалеку от развалин античной Ираклии нашли пещеру Пресв. Богородицы. Димитрий призывал П. Л. поселиться ближе к лавре, опасаясь, что в пещере им будет нечего есть. П. Л. заставил Димитрия поститься 8 дней, а затем попробовать дикие желуди. Их сразу же вырвало, но, по словам П. Л., вместе с желчью их тела покинули и все прежние, и все будущие недуги. П. Л. поселился в пещере Пресв. Богородицы, а Димитрий стал прислуживать одному из старцев лавры Келливарон, по имени Матфей, к-рый обладал пророческим даром.
Желая еще более удалиться от людей, П. Л. попросил Афанасия, игум. мон-ря Спасителя, выстроить неподалеку от обители столп, на к-рый он мог бы взойти. Афанасий указал святому на нерукотворный столп (скалу) с пещерой на вершине, где во времена императора-иконоборца Михаила II Травла (820-829) укрывался чудотворец Афанасий (PMBZ, N 681). По словам агиографа, столпник провел на скале 22 года, а перед кончиной спустился во фригийский мон-рь Афапсис (῎Αφαψις). Житие П. Л.- единственный источник сведений о св. Афанасии, о его почитании ничего неизвестно. Через 3 года по просьбе П. Л. к пещере подвели лестницу, так что к нему смог приходить священник и совершать литургию. Благодаря чуду рядом с пещерой открылся родник. Слава П. Л. распространилась в окрестностях, к 30-м гг. X в. вокруг него сложилась новая монашеская община, сначала был выстроен небольшой храм арх. Михаила, затем - соборный храм Пресв. Богородицы. Иноки, избравшие общежительный тип монашества, вместе спали и принимали пищу, об их пропитании заботился П. Л. Монахи, предпочитавшие жить отдельно, должны были сами добывать себе пропитание, но во всем прочем подчинялись П. Л. (Papachryssanthou. 1973. P. 173-175).
Через 12 лет святой удалился в еще более дикую местность и отныне лишь изредка навещал братию. В странствиях П. Л. сопровождал ангел-хранитель, к-рый помогал ему справиться с дикими зверями (напр., с леопардом) и приносил пищу (зеленый салат и свежий сыр на Пасху). Рост общины тяготил святого, и он отплыл на о-в Самос, где поселился в пещере, в к-рой некогда, по преданию, жил философ Пифагор. Однако П. Л. не мог укрыться и от жителей Самоса. По его совету на острове были восстановлены 3 монастыря, разрушенные арабами. Когда по просьбе братии святой вернулся на Латрос, его слава распространилась столь широко, что о нем знали на Руси, кроме того, ему писал письма болг. царь Петр (927-969), а папа Римский (имя не названо) отправил к нему одного из своих монахов. Уважение к П. Л. питал и имп. Константин VII Багрянородный (945-959): согласно анонимному агиографу, он дважды просил у П. Л. совета о том, как поступить в отношениях с арабами (отправлять ли военную экспедицию на Крит и начинать ли переговоры с эмиром Алеппо о выкупе пленных христиан), но в обоих случаях отвергал этот совет, что приводило к провалам во внешней политике. Император ни разу не встречался с П. Л., нек-рые письма преподобному от Константина доставлял патрикий Фотий (историческое лицо, известное по 6-й кн. Продолжателя Феофана и по сочинениям Псевдо-Симеона Логофета). По просьбе императора он должен был внимательно рассмотреть святого, запомнив черты его лица, особенности мимики и походки, но, по словам агиографа, не смог выполнить просьбу, поскольку лик святого сиял солнечным светом и на него было невозможно смотреть. Он же доставил П. Л. отпечаток Нерукотворного образа Спасителя (Мандилиона), находившегося в К-поле с 944 г. Оригинальная переписка П. Л. с императором не сохранилась. В Житии говорится о посланиях, в к-рых П. Л. извещал Константина об успехах в борьбе с «манихеями» (вероятно, с павликианами), лидеры к-рых благодаря его трудам были изгнаны из окрестностей Милета и фемы Кивирреоты.
В Житии не сказано, что П. Л. был когда-либо рукоположен во иерея. Скорее всего, этого не произошло, а следов., он, будучи основателем лавры Стилу, не мог быть ее игуменом. Возможно, при жизни П. Л. лавра была метохом мон-ря Кария (PMBZ, N 26337). Чувствуя приближение кончины, П. Л. оставил братии мон-ря сборник «законов и правил». Оригинальный текст сборника, известного в научной лит-ре как «Завещание», не сохранился, однако известна редакция, включенная в «Похвальное слово…» (Delehaye. 1913. S. 152-153). Др. версия «Завещания», к-рую завершает элегический дистих об эфемерности человеческой жизни, была опубликована С. Ламбросом (Λάμπρος. 1915). Текст этой редакции содержит очевидные смысловые и синтаксические нелепости, а стихотворные строки восходят к 10-й кн. Палатинской антологии (Mercati. 1917. P. 335-336).
П. Л. не назвал имя своего преемника, сказав только, что препоручает братию Самому Христу, а предстоятеля они должны будут выбрать сами. Впосл. эти слова использовали монахи Стилу для обоснования независимости мон-ря (Gastgeber, Kresten. 2015. S. 114-123). После смерти святого игуменом лавры стал его ученик и свидетель множества чудес Симеон (именно его именем открывается перечень настоятелей лавры, датированный 1049 г.: Janin. Grands centres. P. 234-235). П. Л. был похоронен в нартексе храма мон-ря Стилу. Через год его мощи перенесли в специально построенную для этих целей Симеоном церковь.
Житие П. Л. изобилует описаниями видений, сценами борьбы с бесами, эпизодами исцелений и экскурсами в историю Латроса. Рассказывая о начале христ. проповеди в регионе, агиограф упоминает апостола от 70 Апеллия, затем обращается к истории монашеской общины Латроса и излагает обстоятельства бегства монахов с Синая и из Раифы от арабов, их столкновения с арабами уже в М. Азии, попытки укрыться на горе Врахиан и основание лавры Келливарон (Delehaye. 1913. S. 107). Обилие деталей делает Житие ценнейшим источником сведений по устройству жизни малоазийской провинции средневизант. эпохи. Однако агиограф иногда умалчивает о важных для истории лавры Стилу событиях, нашедших отражение в др. источниках: напр., об обмене земельными владениями между лаврой и мон-рем во имя Пресв. Богородицы Лампониу (между 947 и 955), ставшем причиной продолжительной тяжбы во 2-й пол. X в. (Ράγια. Μία υπόθεση. 2008; Gastgeber, Kresten. 2015. S. 124-169). Датировки событий отсутствуют, в ряде случаев эпизоды связаны между собой ассоциативно-тематически (Каждан. 2012. С. 235-236). Несмотря на большой объем и фрагментарную структуру, Житие обладает внутренним единством. Агиограф извиняется перед читателем за кажущиеся ненужными отступления (Delehaye. 1913. S. 110-111), обрамляет главы риторическими вопросами (Ibid. S. 108, 112, 121) и аккуратно перечисляет все использованные им источники: «ипомнимы» (заметки) по истории монашества на Латросе, хранящиеся в монастырских архивах (Ibid. S. 110), «книгу лавры», в которой были собраны свидетельства посмертных чудес П. Л. (Ibid. S. 130), послания имп. Константина VII Багрянородного (Ibid. S. 122), воспоминания участников событий и очевидцев чудес (Ibid. S. 107, 125).
Память П. Л., названного Павлом Новым, была внесена в Синаксарь К-польской Церкви под 15 дек. (SynCP. P. 307-312). Изображение П. Л. сохранилось на фреске в пещере св. Павла, оно датируется XI-XIII вв. (Schiemenz G. Die Malereien der Paulus-Höhle auf dem Latmos // Pantheon. Münch., 1971. Bd. 29. S. 46-53; Peschlow U. Latmos // RBK. 1993. Bd. 5. S. 651-716, здесь: S. 708).
Память П. Л. фиксируется в греч. списках Иерусалимского устава и Минеях, составленных в соответствии с этим уставом, под 15 дек., вместе со сщмч. Елевферием, но нерегулярно. Самые ранние списки, к-рые включают его последование,- это Типиконы кон. XIII или XIV в. (напр.: Paris. gr. 385. Fol. 96; РГБ. Сев. греч. 35. Л. 55). Последование П. Л. состоит из тропаря 4-го гласа ῾Ως τῶν ἀσωμάτων ( ) и указания на общую службу преподобным на литургии; в более поздних добавляется указание на кондак. Греч. рукописные Минеи XIV-XVI вв. (напр., Paris. Suppl. gr. 701. Fol. 149v, 1549 г.; РГБ. Сев. греч. 29. Л. 63, 1420 г., редко - более раннего времени, см.: Ταμεῖον. Σ. 126) могут содержать под 15 дек. последование П. Л. из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропарь, канон, седален, кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Απὸ νεότητος σοφὲ ( ) с икосом и ексапостиларий. Иногда последование П. Л. имеет более торжественный характер: к нему добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славу», циклы стихир на стиховне и на хвалитех (напр.: Sinait. gr. 585. Fol. 118-127, 1453 г.).
В греч. печатные Типиконы и Минеи последование П. Л. не вошло. В слав. переводах последование П. Л. появляется уже в самых ранних южнослав. редакциях Иерусалимского устава: Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. С. 67а), серб. Романовом Типике (РГБ. Сев. Слав. 27. Л. 65), с указанием на тропарь и общую службу преподобному на литургии. Более поздние (в т. ч. русские) редакции описывают службу П. Л. подробнее (напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 135), с указанием стихир, тропаря, канона, кондака; на литургии предлагается совершать или общую службу сщмч. Елевферию, или общую службу П. Л. В Типиконах 1610 г. (Л. 455) и 1641 г. (Л. 318 об.) на литургии назначается прокимен (из Пс 115), Апостол (Гал 5.22 - 6.2) и аллилуиарий П. Л. (со стихами из Пс 111), а Евангелие - сщмч. Елевферию (эти же указания внесены в Минею 1645 г., Л. 176 об.). Начиная с печатного издания Типикона 1682 г. (Л. 184), служба на литургии 15 дек. не указывается. В рукописных слав. Минеях (РГБ. Троиц. 32. Л. 79 об., кон. XV в., и др.) последование П. Л. включает 3 стихиры, тропарь, канон, седален, кондак с икосом и светилен, в таком же виде последование входит в печатные издания Миней, вплоть до современных.
Последование П. Л. в рукописных греческих, рукописных и печатных славянских Минеях включает кроме уже указанных тропаря, кондака и др. песнопений канон 1-го гласа (творение Никифора), с акростихом Κα πρῶτον αὖθις εἰσφέρω Παύλῳ μέλος. Νικηφόρος («Первое снова вношу Павлу пение. Никифор», в славянских отсутствует), с ирмосом Χριστός γεννᾶται ( ), нач.: Κα νῦν σοι μέλος (с не совсем точным переводом в слав. Минее: ).
В рукописях можно встретить еще один канон в честь П. Л., с именем Иоанн в богородичнах (с ирмосом Κύματι θαλάσσης ( ), нач.: ῎Ανωθέν μοι χάριν («Свыше мне благодать») (Ταμεῖον. Σ. 127)).